Никитина Екатерина Васильевна (1937 г.р)
Истоки: родилась в Москве
Образвание: Ногинское педагогическое училище (1956г.), Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской (1975г.)
Профессия по образованию: учитель начальных классов, учитель истории и обществознания
Трудовая биография: педагогический стаж – 54 года работы в Речицеой средней шеоле (1956-2010гг.)
Жизненная мудрость: «Мир начинается с познания своих корней»
Любимое занятие: краеведение
Награды и звания: ветеран труда
Посвящение
Вот эта женщина не первые года
Живет, работает, вранья не принимая.
Я от души скажу ей, господа:
-Вы не богатая, но очень дорогая!
Ни мишуры, ни роскоши вокруг,
Немного Вы просите у жизни,
Лишь одного: чтоб был надежный друг
И также не терпел бы дешевизны!
Ваш голос сердца – вечно молодой,
И те, кто его слышит, все узнают,
А то, что у Вас, – оно всегда с собой!
Вы не богатая, но людям дорогая!
«ХОРОШО ВЫПОЛНЕННАЯ РАБОТА – ЭТО ТОЖЕ СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ»
Так считает Екатерина Васильевна Никитина, более полувека проработавшая в Речицкой средней школе. Начинала она пионервожатой, начинала организатором внеклассной и внешкольной работы, учителем начальных классов. После окончания института преподавала историю и обществоведение. Особое место в ее судьбе занимает работа по краеведению. Для нее важно не просто подать ученикам знания по своему предмету, главное – научить их мыслить и видеть мир шире: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, находить ответы на вопросы «зачем» и «почему», понимать, для чего выполняется та или иная работа, чтобы научиться ощущать радость труда.
«В нашей школе есть учитель истории, обладающий поразительным чувством долга и удивительной работоспособностью. Это Екатерина Васильевна Никитина. Именно она объединила в моем сознании два этих понятия – долг и труд. Екатерина Васильевна всегда говорит нам, что мы стоим на бесконечной лестнице, уходящей в глубину веков, где каждая ступенька – плод усилий ремесленника, ученого, и от нашего отношения к труду зависит, продолжится ли эта лестница в будущее», – так писала о любимом педагоге бывшая ученица Галина Тугушева.
Екатерина Васильевна – высоконравственный и позитивный человек. Она искренне любит свою Родину, чему неустанно учит своих питомцев. Она умеет говорить о таких сторонах жизни, о которых в повседневности мало кто задумывался. Ее тонкое восприятие мира всегда настроено на положительную волну – отсюда и великодушие, способность любому человеку подарить частичку своего бесконечного оптимизма. Эти качества непостижимым образом передавались ученикам, и про многих из них можно с уверенностью сказать: «это настоящий человек».
Будучи сама личностью незаурядной, Екатерина с молодости искала ответы на терзающие сердце вопросы:
- Как сделать так, чтобы в жизни радости было больше, чем печали?
- Стоит ли думать об уважении других людей к тебе?
- Можно ли научиться доказывать свою правоту?
- Плохо или хорошо, если иногда меняется твое мнение?
- Как измерять деяние человека: годами или делами?
- Откуда приходит внутреннее удовлетворение?
- Надо ли гордиться, если ты сделал что – то полезное для человека?
- Что помогает стать личностью?
Искала ответы и находила их у литературных классиков, а так же у людей, которых уважала и чьим мнением дорожила. Одним из таких «наставников» молодого учителя был Василий Тарасович Богачев, учитель русского языка и литературы в Речицкой школе. Он сумел разглядеть в Екатерине Васильевне человека, стремящегося к внутреннему совершенству, и дал ей совет, напутствуя на дальнейшую работу: «Большому кораблю – большое плавание! Будь большим кораблем, плыви далеко, и пусть тебя не смущают мели и подводные камни».
Волны жизни приводили Екатерину Никитину, а вместе с ней и ее учеников в разные гавани. Каждый класс представлялся кораблем, о чем они и рассказывали в школьных радиопередачах.
Далее рассказывалось, какие трудности ждали морской «экипаж» на пути следования «в порт» и как они преодолевались отдельными членами команды. Общая цель учила взаимопониманию, что, в конечном итоге, перерастало в крепкую дружбу.
Многие из учеников, говоря о Екатерине Васильевне, начинали словами: «С ней всегда было интересно!»
Истинная, правда! Скучать было некогда, потому что ее воспитанники еженедельно ездили на Ленинские горы в кукольный кружок Московского городского Дома пионеров и потом ставили спектакль в школе; посещали два раза в неделю танцевальный кружок в ДК совхоза «Гжельский»; участвовали в многочисленных КВНах; встречались с узниками концлагеря «Саласспилс» и в городах Риге, и в родной Гжели. В школе был создан музей, рассказывающий о тех страшных событиях.
Екатерине Васильевне Никитиной есть дело до всего, что касается ее Родины: это нравственное воспитание всех, кто находится рядом; это работа по сохранению уникального растения «Венерин башмачок», встречающегося в наших краях; это вечное старание поведать миру об уникальном природном памятнике – «Гжельском стратотипе», находящемся под охраной ЮНЭСКО; это многочисленные рассказы об интересных людях и давняя дружба с творческими людьми. Свое отношение к жизни она выразила так: «Я счастлива любовью к хорошей музыке, стихам, наслаждаюсь красотой звучания русского слова и постижением его глубокого смысла: понять его – это счастье. Этим я всегда делилась с детьми и окружающими меня людьми. Если я что – то поняла, узнала, мне надо отдать, потому что я очень люблю учиться и радуюсь тем, у кого я могу это делать. Чего я хочу? Я хочу долгой жизни моей глупой и талантливой России, суть которой очень правильная: простая человеческая биологическая жизнь, которая заключается в одном слове – ЛЮБОВЬ!».