Куриновы

Переход к капиталистической системе хозяйствования затронул Гжельскую волость, включающую в себя 16 сел и деревень. Люди, жившие в гжельском регионе, оказывались включенными в промышленный процесс. Наиболее предприимчивые и талантливые создавали фабрики по производству фарфора и фаянса.
История фабриканта Куринова это не только история семьи, это история жизни многих гжельцев.
Материал для статьи любезно предоставлен краеведом Никитиной Екатериной Васильевной.
 
У Матвея Куринова было 12 детей, несколько из них пробовали организовать собственное дело, но большего успеха добился сын Михаил. Свое предприятие он зарегистрировал во второй половине 1858 года. Всего три человека работало тогда в подчинении Михаила. Огромное трудолюбие помогло Михаилу расширить производство. Не безопасно было в те времена «вести дела». Несколько раз подвергался он нападению бандитов, выручку от продаж отнимали по дороге из Москвы .
         Семейное дело продолжил сын Михаил Михайлович. В1882 году фабрики возглавила
Жена Михаила Михайловича, Евдокия Ивановна. В 1884 году на фабрике работало 100 человек, а годовой оборот составлял 80 тысяч рублей. Но у Евдокии Ивановны дело шло с некоторым угасанием, поэтому в 1896 году оборот уменьшился на 20 тысяч рублей и  «сократилось на 8 человек число рабочих на фабрике. Когда же в 1900 году производство перешло в руки сына Максима, производство опять пошло в гору, и в 1903 году на фабрике трудилось уже 185 рабочих.
        Не только творческая жилка и деловая хватка, полученные от отца и деда, но и огромное трудолюбие помогли ему в этом. Неслучайно именно в это время на клейме, фирменном знаке, который владельцы предприятий ставили на своих изделиях, Куринов, кроме своей фамилии, поместил «пчелу» – насекомое, являющееся для русских людей символом трудолюбия. В справочнике А.В. Селиванова «Фарфор и фаянс российской империи» за 1903 год есть описание этого клейма: «На современных изделиях клейма надглазурная синего цвета с изображением пчелки и с надписью «Ф.М. Куринова»
          Революция вихрем ворвалась в жизнь Гжели. Были национализированы все предприятия, в том числе и фабрика М.М. Куринова. По данным «Промышленного справочника» 1924-1925 годов, Речицкий фарфоровый завод, бывший Куринова, уже не работал. Там оставался один двигатель в 18 лошадиных сил и пять рабочих. Он числился теперь в составе «Мосстеклофарфортреста». Во времена НЭПа производство фарфора стало расти, но после коллективизации и массовых расправ с бывшими фабрикантами и мелкими кустарями у гжельцев надолго пропала охота заниматься этим промыслом. Максим Михайлович был репрессирован и отправлен в Сибирь. Больше никакой информации о нем мы не имеем.
       Потомки Куриновых не смотря ни на какие репрессии так любили труд и свое дело, что продолжали работать на фабрике. Так уже в советское время Александр Алексеевич Куринов, потомок брата Максима, Еремея работал в третьем цехе Речицкого фарфорового завода (бывшего завода Куринова).